|
Экскурс по Евпатории и окресностям.
Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова “Книга путешествия” Эвлия Челеби. Турецкий путешественник родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Эвлия - путешественник сделал описания многих городов Крыма, в том числе и средневекового Гезлева...
“В крепости имеется со вех сторон 24 четырехугольные башни, высокие и крытые красной черепицей. В промежутках между башнями по 150 шагов. Таким образом, окружность крепости Гезлев составляет 3 400 шагов. Это боевая пятиугольная крепость, благоустроенная и укрепленная, сложенная из отесанного камня. Стоит она на морском берегу, на плоском месте… Там имеется пять крепких, мощных, новых железных ворот. Стены одинарные. Крепость имеет 40 аршин в высоту и 4 аршина в ширину, геометрически выверенные зубцы и бойницы. Это большой порт Крыма, он принимает по 1000 судов. Это отличный порт-стоянка, на дне его прекрасно держатся якоря. В углу порта находится мясная лавка, там забивают в день по 100 быков и по 10 лошадей. Невольничий рынок находится за воротами порта. В стороне восхода солнца – ворота Одун базар-капу.
Доски, бревна и дрова продаются за этими воротами на площади. Здесь находятся два мусульманских квартала, …2 квартала цыганского народа и 1 квартал армянских неверных, у них имеется одна красивая церковь. В предместье имеется 100 выгодных лавок, а также среднего достатка и бедняцких лавок… В стороне от буза-хане на вершинах 10 каменных башен есть ветряные мельницы странного вида, похожие на водяные мельницы. Далее на север - Ак-монлакапу. Всю воду жизни в этот город ввозят через эти ворота, на больших повозках в бочках. В той стороне есть 50 прекрасных домов с садами и виноградниками. В 300 шагах от этого квартала на восток ворота Ат-капу. В них не может проехать арба. Это маленькие ворота, но туда могут пройти и пешие, и конные люди. В этой огромной крепости 24 мечети, не считая квартальных. Изящных каменных минаретов - 12.
А самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай - хана (на набережной, творение рук Ходжи Синана). Она находится в многолюдном месте города, посреди базара. В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной. Напротив, над дорогой, расположено замечательное здание светлой бани. Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе. Слева от харама этой мечети находится цитадель города. Это крепость безо рва, четырехугольная и выстроенная из камня. Окружность ее составляет целых 300 шагов. Там есть начальник крепости, тюрьма, и кроме складов больше ничего нет. Внутри - площадь. А на восточной стороне этой цитадели есть прекрасная башня. Она удивительно высокая. Все пушки смотрят в сторону порта. Пушки нацелены в сторону порта потому, что много раз казаки приходили на чайках, захватывали корабли и уходили… Всего имеется пять бань, но лучшая из них - ханская баня… Всего 11 гостиниц для приезжающих торговых людей. Это здания, у которых, как в крепостях, есть железные ворота, башни и бойницы. Имеются 2 медресе - пристанища ученых толкователей.
Имеется 3 теккие идущих по мистическому пути дервишей, из рода носящих рубище, мужей затворничества и экстаза. Имеются 7 источников живой воды, подобной очищающему напитку. Воды этих источников лошади вытягивают из колодцев, что находятся за 4 часа езды от ворот Ат-капу. Прекрасные мастера провели воду в город, и воды текут из вышеуказанных источников в ханы, мечети и бани, и все богачи и нищие, и прочие Божие твари пьют их… Лица людей в основном румяные. Всего в Гезлеве 670 лавок. Чего не пожелаешь из бесценных товаров, парчи или шелка, со всех семи климатов - все это можно найти здесь”.
Здравницы:
ДМЦ "Чайка" Терешковой
ДОЛ "Огонек"
ДОЛ "Сокол"
ДСОЦ "Дружба"
МРЦ "Буревестник"
Пансионат "Береговой"
Пансионат "Магистраль"
Пансионат "Планета"
Вилла "Аркале"
Санаторий им. Крупской
Санаторий им. Наговицына
Санаторий им.Сакко и Ванцетти
Санаторий "Искра"
Санаторий "Мрия"
Санаторий "Смена"
Евпатория, история
В 2003 году Евпатория отметила свой 2500 юбилей.
Многие народности могут назвать Евпаторию своею Родиною. За столетия своего существования городом владели представители десятков народов.
Город был основан около VI-V вв. до н.э. греческими колонистами и был назван Керкинитида. Керкинитиду в своих трудах упоминают Гекатей Милетский, Геродот, Птолемей.
С IV до н.э. Керкинитида входила в состав античного Херсонеса.
Со II в. до н.э. до XV в.н.э. Крым многократно подвергался набегам гуннов, печенегов, хазар, половцев. Город, основанный как Керкинитида, неоднократно подвергался набегам, разрушениям. В XV веке в Крым вторгаются турки.
XV -XVIII века - период владычества турок-османов в Крыму. В этот период своей истории город называется Гезлев ("Гезлев" в переводе означает "сто глаз"), русские называли его Козлов. В 18 веке он был крупным по тому времени городом и портом.
В 1630 - 1650 годах в городе велась оживленная торговля рабами, до 50 - 60 тысяч человек в год.
В 1783 году Крым присоединяется к России. По указу императрицы Екатерины II крымские города получили новые названия. Так Гезлев (Козлов) был переименован в Евпаторию.
Евпатория.
Есть многочисленные легенды происхождения данного названия. Одна из них гласит, что Екатерина II назвала город в честь греческого императора и полковника Митридата VI Евпатора. Другая легенда - когда ее спросили, как назвать город, она ответила - Евпатор и я, получилась Евпатория. Но это лишь легенды.
Совеременный город Евпатория - всеукраинская детская здравница. И не только всеукраинская, и не только детская. Ежегодно на лечение и отдых в Евпаторию прибывают тысячи человек из различных регионов России, Белоруссии, других стран бывшего СССР, Германии, Польши и др.
К празднованию 2500 летия города была проведена значительная работа по благоустройству проспектов, улиц, парков, театра, театральной площади, авто- и ж/д вокзала, привокзальной площади и многих других объектов, открыты новые памятники и скульптурные сооружения... Набережная Евпатории признана лучшей в Крыму. Город переживает новое рождение, продолжая радовать своих давних друзей и новых знакомых.
Интересны выдержки из путеводителя - справочника - "Курорт Евпатория в Крыму", который является большой редкостью, так как выпущен в свет в 1913 году...
"... Евпатория - уездный город Таврической губернии, расположенный в хлеборобном районе, и имеет большое значение как экспортный пункт. Главным же образом Евпатория известна как курорт с лучшими в России морскими, лиманными купаниями и целебными грязями.
Городской театр составляет лучшее украшение Евпатории. Театр является после одесского одним из красивейших театров на юге России. Он устроен в модернизированном греческом стиле и производит прекрасное впечатление. Внутренность театра так же прекрасна и рассчитана на 750 мест.
Из достопримечательностей Евпатории отметим грандиозный православный собор во имя Святого Николая Чудотворца в массивном византийском стиле. Иконостас выполнен известным византийским резчиком Ваннуки. Собор сооружен в воспоминание об освобождении Евпатории от неприятеля в 1856 году.
Следует так же осмотреть четырехсотлетнюю древность - татарскую мечеть Джума-Джами, построенную ханом Давлет-Гиреем в 1552 году по образцу Константинопольской Айя-София. Мечеть реставрирована в 1896 году и вместе с собором высится над городом.
Очень интересна караимская кенасса, выстроенная в восточном стиле с памятниками в честь Александра I и Николая I. Кенасса очень красива по своему внутреннему устройству. В ней хранится серебряный кубок, пожалованный караимскому обществу Императрицей Александрой Федоровной в 1837 году.
В полуверсте от Евпатории находится памятник, сооруженный над могилами павших 5 февраля 1855 года русских воинов.
Население Евпатории очень разноплеменно и состоит из: караимов - 14,2%; христиан (греки, русские и армяне) - 54,3% и евреев - 11,2%. К евреям относятся так же и крымчаки.
Морское дно у Евпатории песчаное, плотное, бархатистое, ровное, без единого камешка. В мелководном заливе вода легко прогревается солнцем и достигает +25 градусов. Благодаря этим благоприятным естественным условиям, евпаторийские морские купания считаются одними из лучших в Крыму.
Вследствие отсутствия близко впадающих источников пресных вод, морская вода вблизи Евпатории содержит большее количество соли, чем в других купальнях Черного моря. Климат Евпатории сухой и ровный по температуре. Облачные дни очень редки.
С двух сторон Евпатории расположены соляные озера - Мойнакское с западной и Сиваш с восточной. Они состоят из густой рапы. Под рапой находится толстый слой целебной грязи. В 1886 году у Мойнакского озера открылась грязелечебница.
Благодаря обилию всевозможных целебных источников, собранных в одном месте, Евпатория является редким курортом, где возможно комбинированное лечение грязями, лиманным и морским купанием, песочными ваннами и виноградом. В этом счастливом сочетании природных богатств великая будущность Евпатории как курорта".
"Каждое начало имеет свой конец".
"Это пройдет... - было написано на кольце царя Соломона, - и это тоже пройдет..."
"Любая война кончается миром, а революция - реакцией, причем, как отмечал философ Николай Бердяев, чем страшнее революция, тем серьезнее реакция. Каждая смута сменяется реставрацией, а каждый экономический спад - подъемом."
На земле: На рубеже VI и V веков до н.э. на месте современной Евпатории греки основали город Каркинитида (позднее Керкинитида). Единого мнения о происхождении этого названия нет; наиболее убедительна та версия, что город получил свое имя в честь его основателя Каркина.
Греческий полис стал крупным земледельческим центром Северо-Западного Крыма, где занимались также скотоводством и рыбной ловлей. Керкинитида вела морскую торговлю с городами Северного и Южного Причерноморья, поддерживая связи с греческими островами Эгейского моря и с Афинами. Здесь развивались ремесла, чеканилась собственная монета.
В конце IV века до н.э. греки построили вокруг города мощные оборонительные стены с квадратными башнями. Эта крепость затем многократно перестраивалась, переходя от одних хозяев города к другим. Ее элементы сохранились до начала ХХ века, а остатки видны кое - где и по сей день.
Угроза со стороны скифов подтолкнула Керкинитиду к союзу с Херсонесом. В IV веке до н.э., потеряв независимость, она вошла в состав Херсонесского государства. Тем не менее, степные соседи захватили город во II веке до н.э. На помощь ему пришли войска Диофанта, полководца понтийского царя Митридата VI Евпатора. Именно этот военачальник основал город - крепость Евпаторий (Евпаторион), назвав его так в честь своего суверена. Согласно одной точке зрения, город находился близ Херсонеса, согласно другой - неподалеку от нынешней Евпатории, на южной оконечности пересыпи, отделяющей соленой озеро Сасык - Сиваш от моря (городище Кара - Тобе).
Диофант отвоевал Керкинитиду у скифов, но ненадолго. Они возвратились и оставались здесь до III - IV веков н.э. Приходили сюда и другие кочевые народы: готы, гунны, половцы, печенеги, хазары...
В X - XII веках побережье у Керкинитиды активно осваивали выходцы из Киевской Руси. В XIII веке Крым завоевали татарские орды. Они разрушили город и, будучи кочевниками, вновь заселили его не сразу. У Керкинитиды появилось новое, тюркское имя - Гезлев (в русских источниках Козлов), предположительно происходящее от слов "гезлю" - глаз и "эВ" - дом.
Несмотря на усиление татарского государства, Гезлев-Козлов, как и другие города Крыма - Мангуп, Кафа, Керчь, - сохранял независимость до захвата его турецким войском, присланным из Константинополя-Стамбула в 1475 году. "С тех пор, - отмечал литовский посол Михалон Литвин (1550), - потомки туземцев - греков подчинились ярму турок и платят им поголовную дань".
Турки восстановили греческую крепость, представлявшую собой пятиугольник из 24 бастионов, соединенных стенами общей протяженностью 2 859 метров. Со стороны суши крепость защищал ров, облицованный тесаным камнем. Сооружение имело пять ворот.
На берегу моря, неподалеку от "ханской мечети" Хан - Джами, она же Джума - Джами, находились Портовые ворота.
Само культовое здание представляет из себя куб, увенчанный несколько приплюснутым 11 - метровым куполом. Вокруг него сгруппированы еще 12 куполов разной величины. Стены храма сложены из крупных, тщательно обработанных блоков известняка и ракушечника и имеют 59 окон разнообразной конфигурации. Купола покрывал чистый светло - голубой свинец. Их блеск был виден на расстоянии до 6 - 7 км. "Ханская мечеть" - бывший православный собор, построенный греками - византийцами. В XVI веке турецкий архитектор и инженер Коджа Синан искусно дополнил ансамбль храма двумя минаретами высотой 36 метров. Таким образом, православное храмовое сооружение турки приспособили для обслуживания нужд мусульман подобно тому, как они поступили с собором Св. Софии в Константинополе. Рухнувшие в результате землетрясения минареты были восстановлены в советский период, когда в Джума - Джами находился отдел дореволюционной истории Евпаторийского краеведческого музея.
Портовые ворота около храма, превращенного в мечеть, имели два свода. На втором в камне был вырезан символ - продолговатая голова человека. Именно здесь шла оживленная торговля рабами. Ежедневно татары продавали иностранным купцам по несколько сот пленников, а тех, кто оказывал сопротивление, казнили на месте.
На перекрестке современных евпаторийских улиц Караева и Матвеева находились ворота Дровяного базара, обращенные на восток. По соседству с ними возвышалась башня, в которую вела калитка с изваянием двух грудей.
Там, где Интернациональную улицу пересекает Больничная, на север смотрели третьи, Земляные ворота. Их украшал вырезанный из камня гребешок.
В том же направлении были ориентированы и четвертые ворота, Белого муллы (перекресток теперешних улиц Дмитрия Ульянова, Матвеева и Володарского). Их знаком являлся высеченный в камне и покрытый глазурью живот человека.
Наличие скульптур, изображавших част
|
|